Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом
человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло:
зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро:
мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». « А какой волк в конце побеждает?»
Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Эта древняя притча иллюстрирует один из важных законов жизни - мы имеем то,
что заслуживаем. Мы живем в таком обществе, которое заслуживаем; нам на смену
придет такое поколение, которое мы вырастили; знать оно будет ровно то, чему мы его
научили; жить оно будет по тем моральным принципам, которыми руководствовались мы.
Какого волка «будут кормить» наши дети, что победит- добро или зло, нравственность
или циничность, истина или ложь - это зависит от нравственной составляющей периода их
взросления.
Если Вы спросите меня: «Чем отличается жизнь от образования?» Я отвечу:
«Способом постижения». Для того чтобы постичь жизнь, ее надо прожить. Качество
жизни, в том числе, зависит от того, насколько человек образован. В моем понимании
образование - это процесс, позволяющий людям изучать и совершенствовать систему
собственной жизни. И процесс этот непрерывен на протяжении всего времени, пока
существует человек, как социальная единица, как личность. Важными составляющими
образовательного процесса являются обучение и нравственное воспитание. Какой из этих
процессов важнее? Я считаю, что один без другого невозможен. Каждое новое знание
играет роль в воспитании человека, а нравственность - это одна из важнейших основ
нашей жизни. Люди с нравственными принципами стремятся к знаниям. Как правило, они
надежные, порядочные, справедливые. Я считаю, что любой урок, независимо от
предмета, должен нести нравственные установки. Для того чтобы это не было на уровне
нравоучений, между учителем и учеником должно быть взаимное доверие и уважение.
Доверительные отношения способствуют раскрепощению личности и повышению