Ведущими в этих произведениях являются вопросы чести, достоинства, долга и свободы. Действительно, герои этих проивзведений сталкиваются с вечными противостояниями.
В повести "Капитанская дочка" Гринёв сталкивается с понятиями честь и долг - что правильнее: бороться с захватчиком, который против воли порабощает народ или помочь запутавшемуся в себе человеку разобраться в своих поступках. О противостоянии чести и долга нам говорит эпиграф к повести: "Береги платье снову, а честь смолоду".
В поэме Лермонтова "Мцыри" главный герой страдает от тоски по родным бескрайним просторам. Он переживает одиночество, которое с каждым днём назревает всё больше и больше. Он жил в каменном монастыре, который был ему тюрьмой. Против воли он готовился постричься в монахи - то есть навсегда отречься от свободы и посвятить себя неволе. Во время побега герой показывает себя смелым юношей, готовым на всё ради свободы, которая,пусть и недолго, но грела его томящееся сердце.
В рассказе Толстова "После бала" опять же назревает вопрос чести и долга. Полковник вначале кажется нам чуть ли не идеальным военным, героем, добрым и чутким отцом. Но когда чудесный бал заканчивается, отец Вареньки предстаёт перед нами жестоким человеком, спокойное и холодное выражение лица которого вселяет ужас. Главная идея рассказа: протест против существующих общественных порядков (насилие над личностью), лицемерия, унижения достоинства человека. С другой стороны, полковник исполнял свой долг - виновный должен быть наказан. И винить его в исполнении обязанностей перед государством тоже не совсем правильно.
Короленко в рассказе "В дурном обществе" также освещает вопрос чести: Вася показал себя с наилучшей стороны, он поступил так, как следовало бы поступить взрослому человеку на его месте. Помогая Валеку и Марусе, мальчик отрекается от настояний отца: в дурном обществе мальчику не место. Но Вася понимает, что "дурное общество" вовсе и не в тёмном подземелье, а на поверхности.