До 1830 г. вульгарная политическая экономия проповедовалась в Англии преимущественно экономистами, отражавшими точку зрения землевладельческого класса. Не случайно родоначальником вульгарной политической экономии в Лпгл'пи явился Мальтус, в ту эпоху главный идеолог английского ленддордизма. К. Маркс дал уничтожающую характеристику Мальтуса, как «плагиатора от природы». «„.Убожество Мальтус проявляет там,— писал Маркс,— Где он становится на собственные ноги и не имеет возможности совершать плагиат у Таунсенда, Андерсона или у кого- нибудь еще» 26.Но этот «плагиатор от природы» и заурядный экономист обладал очень незаурядлым классовым чутьем. Он раньше, чем кто- либо из его современников, оценил служебную роль буржуазной политической экономии в борьбе эксплуататоров против эксплуатируемых. Мальтус рекомендовал распространять такие положения, которые отвлекали бы массы от революционной борьбы. «Если эти истины распространятся,— писал он, имея в виду свою «теорию народонаселения»,— ...то низшие классы народа, взятые во всей их совокупности, станут более миролюбивы и послушны; они не так легко готовы будут на возмущение в случае недостатка хлеба; их труднее будут волновать соблазнительными и зажигательными книжонками, ибо они понимали бы, как мало зависит от революции заработная плата и средства для содержания семьи...» 27 Политическая экономия, по замыслу Мальтуса, должна внушать рабочим представление о вечности нашиталвгсти'ческого строя. Одна из главных зацрведей, которую призвана распространять в массах политическая экономия, по Мальтусу, сводится к тому, что «народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях» 28. Таким образом, Мальтус сознательно старался превратить политическую экономию в служанку господствующих классов.Мальтус выступил со своей основной работой, посвященной проблеме народонаселения, в бурную эпоху французской буржуазной революции. Революция, охватившая Францию, вызвала большой подъем общественного движенья в Аиглни. В английской литературе велась проповедь весьма левых для своего времени идей, связанных с критикой частной собственности. Наиболее ярким документом этой эпохи было произведение Годвина «Исследование политической несправедливости» (1793 г.), в котором дается резкая оценка частной собственности как главного источника пороков и преступлений. Мальтус усмотрел в учении Годвина большую социальную опасность для господствующих классов. Нашумевшая книга Мальтуса «Опыт о народонаселении» была, по словам Маркса, «памфлетом против французской революции п современных ей идей о реформах в Англпи (Годвин и др.). Она представляла собой апологию нищеты рабочего класса» 29.Французская буржуазная революция конца XVIII в., подъем общественного движения и рост левых течений в Англии вызвали обострение политической борьбы и усиление реакционных элементов. Главным идеологом реакции в области политической экономии в Англии выступил Мальтус. Он защищал капитализм с позиций лендлордизма, с позиций обуржуазившихся феодальных баронов.«Теория народонаселения» Мальтуса была разоблачена н раскритикована еще в ранних работах Ф. Энгельса «Очерки критики «политической экономии» (1844 г.) и «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.). Ф. Энгельс уже тогда писал, что «самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата является теория народонаселения Мальтуса...» 30Исчерпывающая критика «теории народонаселения» Мальтуса дана Марксом в «Капитале». Маркс показал, что нет вечного закона народонаселения, что всякому историческому способу производства в действительности сшойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы населения. Избыточное население при капитализме представляет собой фірму относительного* перенаселения, порожденного законами капиталистического накопления, а отнюдь не мнимым недостатком средств существования. Капиталистическое общество располагает огромными возможностями в области производства средств существования, но оно отстраняет трудящихся, т. е. подавляющее большинство населения, от пользования этими средствами существования. Совершенно очевидно, что не может быть речи о недостатке средств существования там, тде во время кризисов уничтожается огромное количество продуктов, в том числе предметов питания.Маркс на примере Ирландии показал, что сокращение .населения, проповедоваемое Мальтусом в качестве панацеи от социальных бедствий, меньше всего способно разрешить противоречия капитализма. В Ирландии в течение 2 лет, с 40-х по 60-е годы прошлого столетия, покинуло страну вследствие голода и других причин около 5Лб населения. Это привело к тому, что много земли осталось без обработки, внутренний рынок сократился, в связи с чем упал спрос на рабочую силу, доход мелких промышленников уменьшился. Несмотря на сокращение населения, перенаселение в Ирландии не снизилось, обнищание усилилось на почіве развития капитализма в сельском хозяйстве Ирландии. Маркс указывал, что этот эксперимент с умений.