Юрий Яковлев "Рыцарь Вася" Его внешность и внутренний мир. Помогите его описать.

0 голосов
585 просмотров

Юрий Яковлев "Рыцарь Вася" Его внешность и внутренний мир. Помогите его описать.


Литература | 585 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий, неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг, славу за который присвоил себе другой человек. 

По началу рассказа мы не можем предположить, что героем произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый, неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть - «Одним словом, тюфяк» . «То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе» . Однако автор заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой» . И мы догадываемся, что его неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце рыцаря» . Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая слабых и обиженных. В его душе живёт романтик. Несколько раз автор сталкивает внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым тюфяком» . Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность» . Да и прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке» . 

Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не налезут» . Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце» . 

В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов» , пробовать остроту мечей. Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. Он жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком» . В этом мире он был счастлив. 

Но когда приходило время уроков. Он опять становился неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты» , на уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек» , потому что на «коне» он застревал и « восседал, как всадник в седле» . «Ребята уже заранее начинали хихикать» , «Ребята смеялись ..» 

Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника» . 

Но один случай помог разглядеть в нём благородного человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв, который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк» , жертвуя собой, спасает тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть перепуганного малыша» 

Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком» . Ему не нужна была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем» . Поэтому он принимает предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу» . «Тюфяк поплёлся домой» . 

На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно» . В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения. 

Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места… и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря» . Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем. 

Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека.

(86 баллов)