Джульетта Капулетти — один из центральных персонажей трагедии. Д.
показана в момент перехода от наивной самодостаточности ребенка,
которому неведомы сомнения в том, что окружающий ее мир может быть иным,
к зрелости влюбленной женщины, способной пожертвовать всем ради
любимого. В начале пьесы Д. — послушная и любящая дочь, родители для нее
— высший авторитет, воплощение мудрости, добра и справедливости. В ее
жизни нет и не может быть места для самоутверждения, которым в начале
пьесы одержим влюбленный в Розалин-ду Ромео, ибо подчиненное положение
женщины в доме отца исключает какую-либо внешнюю активность. До встречи с
Ромео Д. не задумывается о причинах давней вражды между их семействами и
видит во всех Монтекки только врагов. Но когда в ее душе пробуждается
чувство к Ромео, вместе с ним оживает и разум. Она впервые задает себе
вопросы, на которые не так просто ответить: как оставаться любящей и
послушной дочерью и вместе с тем быть честной перед своей совестью?
Можно ли любить врага семьи? И Д. произносит знаменитые слова: «Что есть
Монтекки? Разве так зовут /Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?. . Что
значит имя? Роза пахнет розой, /Хоть розой назови ее, хоть нет» . Однако
и Д. , и Ромео остаются людьми своей эпохи, они не властны вырваться из
тисков ее нравов и предрассудков. Когда Д. , желая отвести беду от
бежавшего в Мантую Ромео, говорит матери, жаждущей отравить убийцу
Тибальта, что она сама составит смертоносное зелье, леди Капулет-ти
ничуть не удивлена ее познаниями в области отравляющих веществ и не
порицает дочь, готовую мстить с такой же жестокостью, как и мужчины ее
семьи. Шекспир чуть ли не с отеческой нежностью относится к своим
персонажам, он, как их творец, , «видит их насквозь» , но не порицает за
слабость. Он убеждает нас в том, что именно эти люди, со всеми их
пороками и недостатками, достойны любви, ибо только она одна может
возвысить их над несовершенством этой жизни и спасти от зла, царящего в
мире.