В настоящее время алюминий и его сплавы применяют во многих областях промышленности и техники. Прежде всего алюминий и его сплавы используют авиационная и автомобильная отрасли промышленности. Широко применяется алюминий и в других отраслях промышленности: в машиностроении, электротехнической промышленности и приборостроении, промышленном и гражданском строительстве, химической промышленности, производстве предметов народного потребления.
Главный потребитель — авиация. Самые высоконагруженные элементы самолета (обшивка, силовой подкрепляющий набор)— из дюралюминия. И в космос этот сплав взяли. И даже на Луну он попал и вернулся на Землю. И станции «Луна», «Венера», «Марс», созданные конструкторами бюро, которое долгие годы возглавлял Георгий Николаевич Бабакин (1914—1971), не могли обойтись без сплавов алюминия.Сплавы системы алюминий — марганец и алюминий — магний (АМц и АМг) — основной материал корпусов быстроходных «ракет» и «метеоров» — судов на подводных крыльях.Но не только в космосе, авиации, на морском и речном транспорте используются алюминиевые сплавы. Алюминий занимает прочные позиции и в наземном транспорте. О широком применении алюминия в автомобилестроении говорят такие данные. В 1948 г. на один автомобиль использовали 3,2 кг алюминия, в 1958 г.— 23,6, в 1968 г.— 71,4, а сегодня эта цифра превышает 100 кг. Появился алюминий и на железнодорожном транспорте. А суперэкспресс «Русская тройка» более чем на 50 % изготовлен из алюминиевых сплавов.Все шире применяется алюминий в строительстве. В новых зданиях часто используются прочные и легкие балки, перекрытия, колонны, перила, ограждения, элементы вентиляционных систем, выполненные из сплавов на основе алюминия. В последние годы алюминиевые сплавы вошли в строительство многих общественных зданий, спортивных комплексов. Есть попытки использования алюминия в качестве кровельного материала. Такой кровле не страшны примеси углекислоты соединений серы, соединений азота и других вредных примесей, чрезвычайно усиливающих атмосферную коррозию кровельного железа.В качестве литейных сплавов применяют силумины — сплавы системы алюминий — кремний. Такие сплавы обладают хорошей жидко-текучестью, дают малые усадку и ликвацию (неоднородность) в отливках, что позволяет получить методом литья сложнейшие по конфигураци детали, например корпуса двигателей, крыльчатки насосов, корпуса приборов, блоки двигателей внутреннего сгорания, поршни, головки и рубашки цилиндров поршневых двигателей.Борьба за снижение стоимости алюминиевых сплавов также увенчалась успехом. Например, силумин в 2 раза дешевле алюминия. Обычно наоборот — сплавы дороже (чтобы получить сплав, необходимо получить чистую основу, а затем легированием — сплав). Советские металлурги на Днепропетровском алюминиевом заводе в 1976 г. освоили выплавку силуминов непосредственно из алюмосиликатов.Давно известен алюминий в электротехнике. Однако до недавнего времени область применения алюминия была ограничена линиями электропередачи и в редких случаях силовыми кабелями. В кабельной промышленности господствовали медь и свинец. Токопроводящие элементы конструкции кабелей были выполнены из меди, а металлическая оболочка — из свинца или сплавов на основе свинца. Многие десятки лет (впервые свинцовые оболочки для защиты кабельных жил были предложены в 1851 г.) свинец был единственным металлическим материалом для кабельных оболочек. Он прекрасен в этой роли, но не без недостатков — высокая плотность, невысокая прочность и дефицитность; это только основные из них, которые заставили человека искать другие металлы, способные достойно заменить свинец.Им оказался алюминий. Началом его службы в этой роли можно считать 1939 г., а работы были начаты в 1928 г. Однако серьезный сдвиг в использовании алюминия в кабельной технике произошел в 1948 г., когда была разработана и освоена технология изготовления алюминиевых оболочек.Медь тоже долгие десятилетия была единственным металлом для изготовления токоведущих жил. Исследования материалов, которые могли бы заменить медь, показали, что таким металлом должен и может быть алюминий. Итак, взамен двух металлов, по существу различных назначений, в кабельную технику вошел алюминий.Такая замена имеет ряд преимуществ. Во-первых, возможность использования алюминиевой оболочки в качестве нулевого проводника— это значительная экономия металла и снижение массы. Во-вторых,— более высокая прочность. В-третьих,— облегчение монтажа, уменьшение транспортных расходов, уменьшение стоимости кабеля и т. п.Алюминиевые провода применяются и для воздушных линий электропередачи.