На отдельных стендах можно выставить портреты Толстого и Лермонтова, виды Ясной Поляны и Тархан, снимки домов-усадеб где выросли писатели и мест связанных с их жизнью в детстве.
Особое место и значение в жизни и творчестве обоих имел Кавказ.
Совпало даже пребывание на Кавказе, через 11 лет после Лермонтова Л. Н. Толстой оказался в тех же местах и очутился в тех же условиях кавказской военной жизни, что и Лермонтов.
Маршрут молодого Толстого в несколько другом порядке прошел через многие “лермонтовские места”: Кизляр, берега Терека, Пятигорск и его окрестности, поездка по военно-грузинской дороге в Грузию, в Тифлис и возвращение на Северный Кавказ по той же дороге.
В творчестве Толстого первым по времени создания таким персонажем является образ капитана Хлопова, истинного героя рассказа “Набег”. Этот спокойный неторопливый человек, многие годы которого прошли на Кавказе, особенно близок герою лермонтовского “Завещания”, а его жизненный путь во многом совпадает с жизнью героя “Кавказца”
У Хлопова еще жива мать, Мария Ивановна. Примечательны и очень близки к лермонтовскому “Завещанию” слова Марии Ивановны: “Вот уж 18 лет, как заступница и угодники святые милуют его: ни разу ранен не был, а уж в каких кажется сражениях не был!... Как мне Михайло, что с ним был, порассказал, так, верите ли, волос дыбом становится. Ведь я что и знаю про него, так только от чужих: он мне, мой голубчик, ничего про свои походы не пишет – меня напугать боится” Конечно, у Толстого и Лермонтова был один источник – правда боевой жизни. И все же это сходство мотивов, образов больше всего сближает Толстого именно с Лермонтовым.