С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и
сражениях, помогая взрослым мужчинам. Примеров тому в истории очень
много. В Средние века юные пажи и оруженосцы ухаживали за оружием и
доспехами рыцарей. В восемнадцатом веке восьмилетние парнишки
перезаряжали пушки на военных кораблях. До девятнадцатого века в армиях
разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить
барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не
были исключением. В восемнадцатом веке во флоте служили
несовершеннолетние гардемарины, а в армии – барабанщики.
Когда
началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои
общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ,
семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей
отпустить их на борьбу с врагом.
Учащиеся
Омской учительской семинарии так написали в своем письме: «У нас нет
ничего того, чем мы могли бы помочь Родине, кроме собственной жизни, и
мы готовы пожертвовать ею».
Участие
в войне подростков и детей, юношей и девушек зафиксировано во многих
документах. Еженедельный журнал тех лет под названием «Искры» регулярно
издавал материалы, посвященные юным защитникам Родины. Военная хроника
сохранила большое количество сообщений и отчетов о юных добровольцах и
их подвигах.
Желание
оказаться на фронте заставляло забыть обо всем не только русских детей,
но и французских, английских. В западных державах были сформированы
специальные молодежные организации, которые занимались в тылу охраной
особо ответственных объектов: железнодорожных мостов и вокзалов,
водокачек, переправ, пунктов связи. В России же Николай II выпустил
указ, который позволял студентам вузов идти добровольцами в армию. Почти
сразу же на имя руководителей учебных округов лавиной обрушился поток
просьб от учеников выпускных классов с просьбой провести им ускоренные
экзамены. Ребята хотели как можно быстрее попасть на фронт, пока война
не закончилась. Для изгнанных гимназистов, второгодников и юнкеров война
так же решила проблему занятости.
Воевали вчерашние студенты и
гимназисты смело и отважно. Под смертельным ураганом немецкой артиллерии
они быстро становились взрослыми, учились переносить различные лишения,
холод, голод, смерть своих товарищей. К концу 1915 года среднее
количество кадровых офицеров на полк составляло около пяти человек. Те
из гимназистов, кто уцелел в мясорубке боев, вместе с кандидатами на
замещение офицерских постов были направлены в тыл для ускоренной
переподготовки. Через шесть месяцев эти безусые ребята в офицерских
погонах уже вели в бой целые роты и батальоны.