Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: все солдаты, их командир - братья друг другу. Но семья - мирное начало, а идет война. Каждый стоит за всех, и все за одного. Подобная же ситуация будет на батарее Раевского во время Бородинского сражения, только свидетелем будет не Болконский, а Пьер в своей знаменитой белой шляпе. Чувствуется "скрытая теплота патриотизма".
До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель народа.
Но вот началось сражение. "Земля как будто ахнула от страшного удара". После разговора, услышанного князем Андреем, кажется, что это "оживление" земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку называл по имени ("Матвеевна"), любя. Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель - победить. У всех лица говорят: "Началось! Вот оно! Страшно и весело". Так думают и Тушин, и Болконский, так будет думать и Пьер в Бородинском сражении, человек невоенный, но приехавший поддержать армию, чувствующий, что случится что-то важное (русские будут драться за свою землю, за Родину).
Тушин и Багратион в чем-то противопоставлены друг ДРУГУ - Особенно это заметно при появлении князя Багратиона на месте сражения тушинской роты: Тушин оживлен, "пищит" (подчеркивается его в какой-то степени ненужность: эти великаны, окружающие его, знают, что и как надо делать), старается "придать молодцеватость своей фигуре", а глаза полководца тусклы, безжизненны.