1) Церковь - – Божий дом – тип религиозной организации, возникший в определенных исторических условиях как средство упорядочивания отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими группами и организациями. Конституирующими Ц. элементами являются: общее вероучение, символ веры , религиозная деятельность, церковный институт – система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих. В Ц. действует определенная система норм – морали, канонического права и пр., ценностей, образцов и санкций. Во многих Ц. члены делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре. Осуществляется авторитарное централизованно-иерархическое правление. Ц. обозначается также христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужения.2) Церковь - ( греч. keriake, oikia - букв. божий дом) - религ. объединение верующих на основе общности догматических представлений, обрядов, канонических принципов, культовой системы; у христиан - организация , ведающая жизнью религ. общины, состоящей из духовенства и мирян. Ц. - здание для отправления христианского религ. культа , в котором находится помещение для молящихся и алтарь . Первые Ц. были построены в III в. при императоре Рим. империи Константине, положившем конец преследованиям христиан.3) Церковь - (греч. «экклезия»- собрание , общество созванных)- творение и духовное тело Христа (Мф 16.18; Еф 1.23; Кол 1.24). Церковь не есть новая религия , или особая религиозная (благотворительная) организация , или специальная система «духовного» переустройства человеческого общества в мире-ни о чем подобном Спаситель никогда не говорил-поэтому, несомненно, Церковью является общество Его ближайших, вернейших (см. Ин 6.66) учеников, возможно, только Апостолов (ср. Мф 10.23; 16.28; Лк 18.8). И это потому, что только им, Апостолам, и только им одним надлежало возвестить миру евангелие . Не верующие последующих веков, но только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностью выполнили (см. Мф 28.16,19-20; Лк 12.32; 22.28-30; 24.47-49; Ин 15.26-27; Деян 1.2,8; 5.13; 10.42; 1Кор 3.9; 4.9; 15.11; Еф 3.5; 1Фес 2.4). Поскольку верующим никогда не поручалось этой задачи Апостолов (см. Ин 6.29; 17.20; 1Пет 2.12; 2Пет 1.10; 3.14,17-18; 1Ин 1.3; Еф 4.28; Флп 1.27,29; 2.15-16; 1Фес 4.1-4,9,11-12; 2Фес 2.15; 3.4,6,12,14; также-Лк 12.8; 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, где говорится об исповедовании веры, а не о проповедовании; особенно же ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.19-20), то и к позднейшей земной официальной церкви (точнее-теперь уже более чем к 200 различным «христианским» конфессиям , течениям, деноминациям ) совершенно не приложимо то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью в Мф 16.18. Что же касается всех остальных верующих по слову Апостолов, то Господь всегда говорил о них как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже-и вся религиозная система) стали называть себя церковью (см. ниже), есть только совпадение (ибо церковь и есть собрание, сообщество) и подражание , свойственное людям, самовольное человеческое изобретение, вводящее в заблуждение. В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (на Апостолов, только!-ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1