Отец Бетховена, Иоганн, был певцом (тенором) в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина (в девичестве — Кеверих), была дочерью шеф-повара, работавшего при дворе. Был старшим сыном в семье, имел шестерых младших братьев. Отец хотел сделать из маленького Людвига второго Моцарта, с малого возраста обучал его игре на скрипке и клавесине.
Бетховен сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным. Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: "Таким свиньям яиграть не буду!". И никакие извинения и уговоры не помогли. Однако, несмотря на стольсуровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком.
В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
Бетховен не умел умножать.
Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.
Некоторое время Бетховен учился у австрийского композитора и музыкального теоретика Иоганна Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды сказал:"Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!"
Бетховен всегда варил кофе из 64-х зёрен