Зачем автор испотльзует синтаксическую конструкцию?

0 голосов
34 просмотров

Зачем автор испотльзует синтаксическую конструкцию?


Русский язык (12 баллов) | 34 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

.Итак, что же такое значение синтаксической конструкции? Давайте рассмотрим предложение: «Петя нарезал мясо тонким ножом». Смотрим, что там есть. Есть значение инструмента — это просто грамматическое значение, мы видим по окончанию творительного падежа, что Петя пользовался ножом как инструментом. «Мясо нарезано тонкими ломтями» или «Петя нарезал мясо тонкими ломтями» — совсем другое грамматическое значение в том же самом творительном падеже. Но если мы сравним две конструкции — «Петя нарезал мясо тонкими ломтями» и «Мясо нарезано тонкими ломтями», — мы увидим, что и в том и в другом случае подлежащее играет какую-то особую роль, оно выделено, оно дает возможность это предложение продолжить по-разному.Например, если мы сказали: «Петя нарезал мясо тонкими ломтями», то из этого можем сделать вывод, что Петя аккуратный человек, что он умеет накрыть на стол. А если мы сказали: «Мясо нарезано тонкими ломтями», — мы можем сказать: «А я так не люблю, не наешься» — совсем другие возможности у этой конструкции. Получается, что подлежащее в центре конструкции либо «мясо», либо «Петя». Но в одном случае мы с вами видим активную конструкцию, в другом — пассивную. Получается, что подлежащее, и там и там являющееся центром повествования, играет совершенно разную роль. В одном случае это активное действующее лицо, в другом случае — пассивная составляющая, на него направлено действие неизвестно кого, может быть, даже не указано, что это Петя или кто-то другой резал мясо.И вольно или невольно, осваивая язык с детства, мы понимаем, что такая конструкция используется в таких случаях, а вот такая — в других. Нам далеко не всегда это объясняют. Это по-английски нам объясняют, как использовать пассив или актив, по-русски — нет, мы это должны сами воспринять. И что-то нам нравится, что-то становится для нас более привычным. А если мы займемся научной работой, нас еще будут специально учить писать безличными конструкциями, чтобы свое «я» не выпячивать в повествовании о научной проблеме.Оказывается, все конструкции, которые мы прекрасно знаем, постепенно осваиваются нами. Некоторые из них встречаются только в устной речи, другие — и в устной, и в письменной, они облегчают нам переход к письму, а какие-то осваиваются только в письменной речи.Скажем, причастие, деепричастие в устной речи совсем не встречаются, поэтому школьнику надо сначала ознакомиться с тем, что это такое и как оно используется.Когда причастие или деепричастие может заменить, скажем, придаточное предложение: деепричастие заменяет придаточное времени, причастие заменяет придаточное определительное. И этому всему мы учимся исподволь.Какие-то самые простые вещи, конструкции, скажем, с однородными членами — это одна из базовых конструкций русского синтаксиса, без нее мы никак не можем обойтись. Как она используется? Какие значения прячутся за этой конструкцией? Допустим, мы с вами напишем: «В вольерах отдыхали слоны, носороги, львы, тигры, медведи и так далее». «Отдыхали» — это утверждение относится к любому из названных животных, они вместе составляют нерасчлененное множество, единое целое. Если мы возьмем, наоборот, другую конструкцию: «В вольерах зоопарка животные рождаются, едят, пьют, рождают детей, дряхлеют и умирают, так и не узнав, что их дикие родичи рождаются, охотятся, становятся объектами охоты, погибают в схватках». Эти два ряда (в первом случае ряд относится к животным в зоопарке, другой — к диким животным) совершенно очевидно показывают нам, что животные, какие угодно, — это абстрактные звери, мы не называем их «дикие звери», «звери в зоопарках», но они все в какие-то моменты своей жизни либо последовательно, либо одновременно совершают те или иные действия. То есть мы осваиваем, что однородность позволяет нам, если речь идет о глаголах, показывать либо одновременность, либо последовательность действий.Это важное знание, о котором нам никто не сообщает, мы его должны вычислить сами. Любой ребенок и любой взрослый постоянно эти вещи осваивает. Скажем, какие-то конструкции с использованием союзов помогают нам увидеть значение однородных членов, например с союзом «а»: «Львица спит, но остается настороже» — один и тот же объект совершает два действия, которые противопоставлены по какому-то важному признаку друг другу. «Лев спит, а львица сторожит покой прайда» — здесь два разных объекта, их действия противопоставлены друг другу. Совершенно разное использование союзов. И мы это тоже осваиваем, мы понимаем, когда, в каких конструкциях, какие союзы уместны, какие неуместны.

(92 баллов)