Сохранить честь и достоинство для дворянина – самое главное, и этот постулат положен в основу повести «Выстрел», в которой рассматривается конфликт двух личностей, двух сильных характеров, двух незаурядных личностей.
Оба героя, буквально, с молоком матери впитали, что любое унижение и оскорбление можно смыть только кровью, только через дуэль. И бесшабашный гусар Сильвио, и знатный аристократ графского рода не привыкли быть на вторых ролях: и тот, и другой избалованы вниманием общества. Но красавец и баловень судьбы граф Б. без труда затмевает собой Сильвио богатством, веселостью, остроумием и красотой, с чем уязвленное самолюбие лихого гусара не может смириться. Отвергнув дружбу с блестящим молодым человеком, он начинает искать повод для дуэли, и это не составляет для него большого труда: он оскорбляет графа, тот отвечает пощечиной – и вызов на дуэль обеспечен.
Сильвио надеется увидеть растерянность и ужас в глазах противника, но граф демонстрирует невозмутимость и некую снисходительность к кипящему негодованием гусару. Честь и достоинство аристократа не позволяют графу Б.унизить себя проявлением слабости: он спокойно ест черешню, будто на прогулке. Чувствуя свое моральное превосходство перед Сильвио, он не стремится убить его, получив право первого выстрела, а простреливает головной убор гусара, сохранив при этом своё достоинство и проявив благородство. Совсем по-другому ведет себя Сильвио, так и не увидевший унижения графа: он не спешит стрелять, а с мстительной радостью оставляет право выстрела, надеясь сделать его тогда, когда графу будет не до дуэли...
Стоило ли Сильвио столько готовиться к роковому выстрелу; наверно, это довольно мелко и низко ждать случая, чтобы унизить человека страхом смерти. Наверно, ему стоило забыть обо всем и не посвящать себя подготовке к столь неприятной миссии, тем более, что и в самые страшные для графа минуты тот боится не за себя и не теряет чувство достоинства.
Сильвио напоминает Печорина тем, что не может найти для себя настоящего дела – он тоже своего рода лишний человек.