Относиться к виду звона колоколов.
Сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре, мятеже или другой опасности.
Звон в таких случаях соответствовал событию — это был энергичный, тревожный набат, или всполох (от слова «всполошить»). Отсюда и выражения «бить в набат» или «всполошить народ» — значит поднять, пробудить народ.
Вечевые колокола собирали народ на вече — народное собрание. В старину в принятии важнейших вопросов участвовало все население города, а вечевой колокол был символом общенародного управления, самостоятельности.
В Сибири и во многих пограничных городах Южной и Западной России были колокола вестовые — от слова «весть». Они предупреждали о приближении неприятеля к городу, как и сторожевые колокола.
«До революции существовал специальный звон — метельный. Когда не было видно ни зги — то есть если метель, буран, стихийное бедствие, — колокольня выполняла функцию маяка. На звон шли путники, чтобы не заблудиться и переждать в храме — единственном месте, где можно было укрыться.