Русский человек далекого прошлого (наши дальние предки-славяне и люди средневековой Руси) ощущал себя необходимой частью мироздания (миро-здание — вдумайтесь в изначальный смысл этого слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал собственное представление о мире, творил как бы «модель» познанного им мира. (Об этом уже говорилось выше. — Т. Ш.)
Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом мире повседневного быта может служить народная одежда. Подол женской рубахи и юбка-понева часто были украшены тканым либо вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля — квадратики с точками посредине. На рубахах выше пояса — веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. Потому многие русские наименования женских головных уборов восходят к названиям птиц — существ, как бы связывающих землю и небо: кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» — курица). На челе уборов очень часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» — шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером, могут выражать идею дождя — небесной влаги, необходимой пахарю. Все это можно было увидеть еще в прошлом веке. В Киевской Руси цепочки-рясны, свисавшие с кокошника, завершались подвесками-колтами с изображениями птиц или фантастических крылатых дев (сиринов), русалок, тоже связанных с дождем.
Серебряные плетеные пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен) головами ящеров, символизирующих нижний — подземно-подводный мир. Таким образом, одетая в праздничный наряд русская княгиня XII столетия или крестьянка XIX в. представляла собой как бы модель Вселенной. (Рыбаков Б. А. Орнамент сквозь века // Юный художник. — 1980. — № 2. — С. 19—20.)
Узоры русской вышивки на рубахе
Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи — подчас и единственной. Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос, тоже готовили изукрашенную узорами одежду. Удивительно ли, что народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.
Глубокий смысл имели и сами украсы. В середине XIX столетия еще был жив обряд «чтения узоров». В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре-пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем — сарафан, поверх него — три-четыре нарядных передника. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек