Ярчайшими представителями классического периода являются композиторы
Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг
ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской
техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением,
особенно ощутимым в музыке В. А. Моцарта, отобразить средствами музыки
совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло
вскоре после смерти Л. ван Бетховена. Классическое искусство отличает
тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием.
Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко
предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи
Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им
эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.
Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей
частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для
любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и
музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится
отстаивать свое положение независимого художника.
Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В
1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди
которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А.
Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера
«Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.
В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство,
своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о
самодостаточности музыки, которая не только описывает природу,
развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при
помощи простого и понятного метафорического языка.
Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько
мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой
музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой
напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее
свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении
основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих
сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты,
квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной
музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и
скрипичные. Развиваются новые жанры – дивертисмент, серенада и кассация.