Ведущей темой лирики
Пушкина является тема свободы. Все пушкинское творчество пронизывает дух
свободы. Свободы от рабства. Любого. Свободы от насилия. От недругов и
покровителей. От канонов и будничных мелочей. Свободы человеческой личности.
Этим поэт начинает свой путь («Пока свободою горим, пока сердца для чести
живы…» ) – этим и завершает («…в мой жестокий век восславил я свободу и милость
к падшим призывал») . Все его произведения дышат свободой. Даже когда поэт
пишет о глубоко личном: «Я сам обманываться рад» или «Я вас любил так искренно,
так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим» , мы ощущаем его свободную
стать, его внутреннее достоинство, независимость и высокое понятие чести.
Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он
уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы.
Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и
зловещие тона. Даже судьба. Которая у поэта всегда связывалась с представлением
человека о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия,
становясь «святым проведеньем» , когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы.
Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится
своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Свобода
рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской
поэзии.
Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию»
(1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих
произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение
общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.
Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822),
«Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира – «темницы» и
желание дать освобождение «хоть одному творению» усиливается образами птиц,
олицетворяющих природное стремление к воле.
Противоречивость мотива личной свободы отражена в
произведениях «Свободы сеятель пустынный… » (1823), «К морю» (1824).
В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может… » (1829)
мы встречаемся ещё с одним проявлением мотива личной свободы – уважение
личности другого человека. Философское осмысление рабства как
противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1836).
Свобода творческой личности – важнейший мотив темы
проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).
Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека
– этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора… » (1836). «Покой и
воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства