Тема любви к женщине звучит во множестве произведений А. С. Пушкина и
представлена многогранно: любовь как некое идеальное и возвышенное
чувство; как мимолетное влечение к прекрасной даме; зрелая любовь
умудрённого жизнью человека; а также чувства, сопутствующие любви
(радость, печаль, грусть, ревность и т.д.). Читая произведения Пушкина,
посвящённые любви, мы замечаем, как писатель эволюционирует не только
творчески, но и духовно: собственные переживания сменяются чувствами
женщины, игривость и несерьезность первых произведений уступают место
романтике и радости любви в последующих.
Шедеврами любовной лирики Пушкина, в которых говорит “язык сердца”, являются немало стихотворений.
Любовь и поэзия неразрывно связаны – именно поэтому любовная лирика как
никакая другая выявляет особенности поэта, подчёркивает его
индивидуальность. Многие поэты обращались к теме любви: Лермонтов, Фет,
Блок, Тютчев и прочие. Но лирика Пушкина выделяется на их фоне из-за
характерных особенностей. В произведениях Пушкина все вызванные любовью
чувства прекрасны, его лирическому герою незнакомы оборотные стороны
любви, он не испытывает ревности или глухой тоски, отчаяния. В то время
как в стихах Лермонтова тема ревности занимает значительное место, у
Тютчева ушедшая женщина невероятно страдает с избранником, герой Блока
предстаёт рабом своих чувств и дамы, а Фет больше поглощён собственными
ощущениями, нежели переживаниями женщины. Таким образом, по сравнению со
многими другими поэтами, Пушкин в своей лирике возвышает самые светлые и
тёплые эмоции, выдвигая чувства любимой женщины на первый план.