История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие явления преподносить нестандартным способом, даёт возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.
Домысливать, строить предложения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников.
Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чём основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык знать невозможно. Да и не нужно.
Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным. Существенно поможет в этом изучение факультативного предмета «Занимательная грамматика».
Занятия проходят в форме беседы, круглого стола, лектория, часто используются игры, игровые задания, викторины, что способствует закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.