1) Колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этом неоднократно говорил Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтический вымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина.
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это время в Петербурге было задумано Александром I открытие Лицея для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе в «высших государственных должностях» .
Идея Лицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра I – Николай (род. в 1796г. ) и Михаил (род. в 1798г.) . Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся. Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпала лишь в конце 1811г. , т. е. почти в дни его открытия. Причиной этого была напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежность тяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийся состав молодых воспитанников Лицея.
Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц. Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министр народного просвещения Разумовский.
В программу первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского, латинского, французского, немецкого» , довольно обширный курс математики, от арифметики до тригонометрии включительно. Изучались «первоначальные основания изящных письмен» , т. е. разбор образцовых отрывков из произведений лучших писателей, и правила риторики. Проходилась история и география. Кроме того, в программе были Закон Божий, чистописания, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы, статистику. Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характер программы преподавания.