В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего
звали Иванушка»,- так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир
прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки
постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В
самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске
совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и
диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание,
что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его
особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына»
начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю
сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по
очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не
пропустить...» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о
том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность.
Далее читатели выбирают и оценивают
именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических
поступках Ивана - крестьянского сына, превосходящего своего противника
не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости,
но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого
справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая
часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее
рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а
каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились
в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться
насмерть с чудищами?
Вопрос «Что заставило трех братьев
покинуть родной дом?» и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного
с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное
рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени
назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд?
(«...Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб
засевали...») Чем страшна весть, которая разнеслась в
царстве-государстве? («...Собирается чудо-юдо поганое на их землю
напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим
внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться
насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать...
Снарядили... всех троих сыновей в путь-дорогу».