Обор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем
киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство
древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской
гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и
фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и
алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи ("полати",
или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской
в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260
квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных
метров фресковой росписи.
СОФИЯ КИЕВСКАЯ
Мозаики и Фрески Софии Киевской
Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем
киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство
древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской
гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и
фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и
алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи ("полати",
или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской
в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260
квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных
метров фресковой росписи.
Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии,
его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков,
утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и
феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и
государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской
и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В
росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в
торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.
В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской
размещены изображения главных персонажей и сцены христианского
вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой
штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы — смальты. Сияющий
мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской
насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников,
которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не
сохранила.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в
медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг
медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна
мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в
1884 году М. А. Врубелем.