Когда говорят "Эсхил", - сразу возникает у
одних смутный, у других более или
менее четкий образ "отца трагедии", образ
почтенно-хрестоматийный, даже
величественный, представляются мрамор античного бюста,
свиток рукописи,
актерская маска, залитый южным, средиземноморским солнцем
амфитеатр", - пишет
исследователь античной драмы С. Апт.
Безусловно, Эсхил один из столпов знаменитого V века до н.
э. Древней Греции -
эпохи общеэллинского патриотического подъема после победоносной
войны Афин с
персами, становления греческих городов-государств,
расцвета общественной жизни и
культуры. Это время прославленных поэтов, скульпторов,
архитекторов.
Историки связывают золотой век классической греческой
культуры с именем Перикла.
Тогда еще не было книгопечатания, и только театр позволял
поэту и правителю
донести свои мысли до масс. Афинский театр Диониса вмещал
семнадцать тысяч
зрителей. При Перикле для беднейшего населения было
введено особое
государственное пособие
на оплату театральных мест. Представления начинались
утром, а заканчивались с
заходом солнца.
Особый успех у современников имела трагедия Эсхила
"Прометей Прикованный".
Гордость за победоносную Грецию превращалась у автора в
гордость за человека
Прометей был наказан Зевсом за то, что похитил для людей
огонь, научил их
искусствам и ремеслам. Пытливый Прометей олицетворяет в
трагедии человеческий
разум, прогресс. Он вступает в конфликт с косностью,
приспособленчеством,
невежеством, жестокостью нравов - все эти качества
олицетворяют Зевс и его
помощники Гермес, Гефест, Сила, Власть, старик Океан.
Эсхил - не богоборец, но он верен этическому началу,
представленному богиней
Правдой.
Прометей прикован к скале в горах Кавказа. Каждый день
прилетает орел и клюет
его печень Печень опять отрастает, орел опять ее клюет -
таким образом, Прометей
обречен на вечные муки, ведь он один из богов и потому
бессмертен. Крики и стоны
Прометея душераздирающи, но когда Зевс предлагает Прометею
свободу в обмен на
смиренье его, тот отвечает:
Уверен будь, что я 6 не променял Своих скорбей на рабское
служенье.
Жители Аттики, к которым принадлежал Эсхил, очень ценили
свои демократические
порядки и воспринимали конфликт Зевса и Прометея как
символическое осуждение
единовластия. Зевс "никому не подотчетный, суровый
царь". Поэтому самодурство
его не знает границ.
Но возникает вопрос: почему Эсхил осуждает бога, в
которого, безусловно, верит?
Греки очень боялись своих богов, устраивали в их честь
праздники, приносили им
жертвы. Но боги не являлись для них образцом поведения и
справедливости. Их
можно было критиковать, потому что выше богов были Рок и
три страшные Мойры,
осуществляющие ход неотвратимой судьбы.
Греческий театр - это еще не тот театр, с которым мы
хорошо знакомы. На сцене
выступал только один актер, Эсхил ввел второго, и
хор. Хор выражал чувства зрителей и таким образом вводил в
пьесу как бы и
зрителей. "Без хора... вообще бы не было главного
действующего лица, потому что
хор как раз и есть тот герой, вокруг которого вертится
драма", - пишет С. Апт.
Эсхил стоял у истоков театрального искусства. Он любил
участвовать в состязаниях
поэтов и одержал тринадцать побед
Всего Эсхил написал 90 трагедий, до нас дошли полностью
только семь пьес.
Пьеса "Персы", написанная в соревновании с
Фринихом, основана не на мифическом
сюжете, а на историческом материале. Надо сказать, что
Эсхил сам участвовал в
сражениях с персами - как тяжеловооруженный воин.
Пьеса "Семеро против Фив" написана по мотивам
мифов об Эдипе.
Трилогия "Орестея" повествует о кровавых
преступлениях рода Ат-ридов, о
противоборстве между матриархатом и патриархатом.
Возвышенность мыслей, богатая фантазия, красноречие
снискали Эсхилу славу одного
из великих трагиков мировой литератур