Этапы развития философии марксизма
Становление К. Маркса и Ф. Энгельса как мыслителей происходило под влиянием немецкой классической философии. Основными источниками синтеза, давшего миру подлинную философию – диалектический материализм – стали гуманистический материализм Л. Фейербаха и диалектика Г. Гегеля. Философия К. Маркса формировалась на протяжении всей его жизни и сложилась к 1848 году. Далее, до 1859, был уже процесс осмысления и разработки экономической теории.
В 1844 году К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях» изложил концепцию отчуждения. Маркс выделил разные стороны отчуждения труда: отчуждение от рабочего его человеческой сущности, опредмечивание труда, отчуждение между людьми. Чем больше трудится наемный рабочий, тем интенсивнее над ним власть капитала. То есть, отчужденный труд отображает зависимость человека, тем самым делая его неполным и «частичным» существом. Откуда шел вывод о необходимости революционной ликвидации отчуждения, ликвидации частной собственности и создания коммунистического общества – образа общества подлинно человеческих взаимоотношений. Чтобы каждый мог развивать собственные способности и свободно трудиться, чтобы каждый смог стать универсальным существом.
В 1845 году в «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подверг критике созерцательный характер материализма предшественников. Маркс выделил роль практики как основы познания и сформулировал принцип единства теории и практики. Один из его аспектов – материалистическое понимание истории – был разработан вместе с Ф. Энгельсом в работе «Манифест Коммунистической партии».
Основные постулаты философии марксизма
«Капитал» — главный труд К. Маркса, написанный на основе диалектико-материалистического подхода, впервые был опубликован в 1867 году.
Основные идеи и постулаты марксистской философии можно собрать в три группы:
1 группа: Соединение диалектики и материализма. Органическое единение диалектики с материализмом снабжают мышление умением и способностью переделывать мир в созвучии с объективными закономерностями, а также с тенденциями его развития.
2 группа: Диалектико-материалистическое понимание истории. Важнейшая концепция: общественное бытие определяет общественное сознание, как и общественное сознание оказывает обратное действие на породившее его же общественное бытие. Материальная жизнь общества или общественное бытие складывается из производства материальных и духовных благ при непосредственном существовании человека, не связанного с производством (семья, быт) и процессом взаимодействия природы и общества. То есть, определяемый элемент имеет явное влияние на определяющий элемент, и наоборот.
3 группа: Новое понимание социальной роли философии. Были сформулированы принципы понимания задач новой философии, которая должна изменить мир, а не различным образом лишь объяснять его.