В
1765 году начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных
богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные
места таежного Урала, вольные старатели к 1885 году "объявили" более
чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов,
александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.
Драгоценные
камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной
фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени
предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно
складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в
памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных
уральских художников-ювелиров. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и
тонкости гранения самоцветов в "звездочку", "розой", в
ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики.
В отчетах смотрителей фабрики упоминается "груша", "элипт",
круглый, овальный "капюшон"(т.н. кабошон), четырехсторонняя,
восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству,
исчезали всякие пороки в камне.
Фабричные
гранильщики лишь иногда получали заказы. От местной знати, от заезжих
чиновников и военных. Изготовливали в основном кафтанные пуговицы из яшмы,
табакерки из малахита, разные пряжки и вставки к часовым цепочкам.
Получив
"вольную" (после реформы 1861 года), гранильщики стали трудиться на
дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К
80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в
Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском,
Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений,
отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый,
яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном
доме семья делала брелки, в другом - пасхальные яйца, а в третьем - пепельницы,
в четвертом - спичечницы в виде башмака - всего не перечесть. И что самое
интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений:
изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже
топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках,
запонках.
Поначалу
вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло
жизнь и красоту камня. Но к началу XX века почти все кустари-гранильщики
оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные
скупщики держали мастерские, магазины не только в Екатеринбурге. Они имели
доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за
бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были
тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий.
Промысел ширился, разрастался и ... вымирал. Возрождение началось в 1919 году.
Как только был Урал освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о
восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто
по прежнему - на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая
была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в
артели.