К ним, прежде всего, относятся:
ориентация на общечеловеческие
качества, приверженность идее
справедливости, критическое
отношение к существующим
социальным формам правления
общества, далеким от идеалов
гуманизма и демократии;
единство духовной природы
человека-интеллигента и людей, чьи
интересы и потребности он
выражает;
верность народу, патриотизм,
активное подвижничество,
творческая одержимость;
глубоко развитое понимание
своего “Я”, независимость,
достаточная самостоятельность,
обостренная любовь к свободе, к
свободе самовыражения. Личностное
начало осознается интеллигентом
как высшая ценность;
мужество, стойкость в
отстаивании своих, продиктованных
совестью и убеждением позиций;
противоречивость, социально-
нравственная напряженность между
различными отрядами
интеллигенции;
своеобразное, двойственное
осознание действительности,
приводящее нередко к серьезным
политическим колебаниям,
проявлению консерватизма,
некоторой импульсивности на
события в жизни;
нередкое сочетание
одухотворенности с меркантилизмом,
высокой степени самосознания с
эгоцентризмом.
Интеллигентность характеризуется
определенной степенью нравственной
зрелости личности независимо от
социально-классовой принадлежности.
Это качество мышления, безупречность
в поступках, ощущение себя человеком
по отношению к любому другому
человеку, способность поставить себя на
место другого человека.
Интеллигентность есть ни что иное, как
сплав умственной и нравственной
культуры. В свое время академик Д.С.
Лихачев говорил: “...нельзя
притвориться интеллигентным. Можно
притвориться добрым, щедрым, даже
глубокомысленным, мудрым, наконец,...
но интеллигентным — никогда”.»