Подходы к периодизации всемирной истории в исторической науке отличаются от страны к стране, от одной исторической парадигмы к другой. Условно принято подразделять историю на семь основных периодов: 1. Первобытность. (II млн. л.н - IV т.л.н.) 2. Древность.(IV т.л.н - VIII в. до н.э) 3. Античность (VIII в до н.э - IV н.э) 4. Средние века (V в н.э - XIV в н.э) 5. Ренессанс (Возрождение) (XIV в н.э - XVI в н.э) 6. Новое время (XVII в н.э - XIX в н.э) 7. Новейшее время. (XX-XXI вв) В рамках каждого периода существует своё, более мелкое деление. Так античность и средневековье принято разделять на "позднее" и "ранее", тоже самое применимо и к Ренессансу, который также бывает "северным", "флорентийским" и другие периоды также имеют своё специфическое деление.
В отечественной историографии можно выделить теории российского и советского периодов. Так русский историк Л.Н Гумилёв писал о трёх периодах всемирной истории: 1. Периоде пассионарности каждого этноса, когда идёт строительство наций 2. Периоде инерции, когда нациестроительный порыв идёт на убыль 3. Периоде памяти, когда народы начинают жить исключительно руководствуясь своей исторической памятью.
В свою очередь, спекулятивная марксистско-диалектическая теория занималась периодизацией истории с точки зрения отношения и борьбы классов друг с другом. Марксисты выделяли: 1. Первобытную (Общинную) стадию 2. Рабовладельческое общество 3.Феодальный строй 4. Капиталистический этап 5. Коммунистический этап
Важно понимать, что в истории нет единого, общепринятого "стандарта" периодизации всемирной, и уж тем более истории отдельно взятого государства.