Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Карамзина складывались под влиянием двух противоположных систем — масонства и просветительства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сентиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерными чертами западноевропейского и русского романа XVIII века были большой размер произведений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продолжая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамичность и смысловую насыщенность сюжета. Создавая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображению реальности, к раскрытию душевных переживаний человека, к возвеличиванию любви, дружбы, простых радостей жизни. Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художественного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье. И Лиза, и ее родители — люди высоких моральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она воспитывает дочь в соответствии со строгими нравственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В противоположность этой семье, дворянин Эраст, которого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветреным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может найти счастье с избалованным праздной жизнью барином, не способным думать о последствиях своих поступков. Духовный мир героев раскрывается автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Совершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может восприниматься как коварный соблазнитель. Намерение обольстить доверчивую девушку совершенно не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нравственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.