Единицами текста являются: высказывание (реализованное предложение) , межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент) . Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана - абзацы, параграфы, разделы, главы, подглавки и др.
Слово - наименьшая единица языка.
Средства связи предложений в тексте
Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью разных языковых средств. Основными из них являются следующие:
1. Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением; г) замена словом не синонимичным, но обозначающим тот же предмет и др. Например: Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя, — сказал он. — Вот он месяц живёт у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин... »
Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василию (Л. Толстой) .
2. Сочинительные союзы; кроме связывания однородных членов и частей сложносочинённого предложения, они могут выполнять и текстовые функции, связывая самостоятельные предложения в рамках текста или его фрагментов, как, например, в стихотворении Анны Ахматовой «Песня о песне» :
Она сначала обожжёт,
Как ветерок студёный,
А после в сердце упадёт
Одной слезой солёной.
И злому злому сердцу станет жаль
Чего-то. Грустно будет.
Но эту лёгкую печаль
Оно не позабудет.
Я только сею.
Собирать Придут другие. Что же! И
жниц ликующую рать Благослови, о боже!
А чтоб тебя благодарить
Я смела совершенней,
Позволь мне миру подарить
То, что любви нетленней.
3. Согласованное употребление форм времени; в рамках единого в смысловом отношении фрагмента текста обычно выдерживается одноплановость видовременных форм. Например: Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжёлый и ленивый малый! Он, когда говорил о чём-нибудь серьёзно, то с напряжением тянул «э-э-э-э» и работал так же, как говорил, — медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в кармане (А. Чехов) (глагольные формы прошедшего времени несовершенного вида) .
4. Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени) , относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; местоименные слова (там, поэтому, это и т. п.) ; вводные конструкции и др.