Исторические песни
исторические песни
ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. — ярко выраженный патриотизм, любовь к России.
И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:
Фразовик с двухсложной клаузулой:
Жил-был государь-царь,
Алексей сударь Михайлович Московский
А выходит от ранней заутрени христосской,
И становится на лобное место,
И на все стороны государь поклонился,
Испроговори´л надежа государь-царь:
«Ай же вы, князи и бояра!
Пособите государю думу думать,
Думу думать, а и не продумать бы,
Что наступает король литовский,
Наступает-то на город на Смоленец».
(«Оборона Смоленска»)
Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):
Ты, бо´же, бо´же, спас ми´лостивый!
К чему ра´но над на´ми прогне´вался —
Посла´л нам, бо´же, преле´стника,
Злого расстри´гу Гри´шку Отре´пьева?
Уже´ли он, расстри´га, на ца´рство сел?
Называ´ется расстри´га прямы´м царем,
Царем Дми´трием Ива´новичем У´глицким...
(«Про Гришку-расстрижку»)
Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):
╔ Собира´ется наш правосла´вный царь
╚ Да он ко зау´трени,
╔ Ко тому´ ли свету, свету-све´тику
╚ Ивану Вели´кому.
╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь
╚ Да на свое´ место,
╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь
╚ У правого кли´роса.
╔ Уж как мо´лится наш правосла´вный царь
╚ Ивану Вели´кому,
╔ Уж он мо´лится наш правосла´вный царь,
╚ Да он низко кла´няется.
╔ Как поза´дь-то его всё боя´ре-князья,
╚ Они останови´лися.
╔ Уж проме´ж-то себя ухмыльну´лися,
╚ Князья усмехну´лися.
(«Грозный в церкви после убийства сына»)
Четырехударник с трехсложной клаузулой:
Ай да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на ре´чушке,
Да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на Камы´шинке,
Собира´лися там / ´ лю´ди во´льные —
Все донски´е, гребе´нские, каза´ки я´ицкие.
Собира´лись они´, бра´тцы, во еди´ный круг.
Во кругу´-то стоя´т они, ду´му ду´мают:
«Ну кому´-то из на´с, бра´тцы, ата´маном быть?»
Ай, старику´ Ермаку´, сы´ну Тимофе´евичу!
(«Ермак зовет казаков в поход»)
Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:
Не спа | ла млада, || не дре | мала, / |
Ниче | го во сне || не ви | дала. / |
Только | видела — || спови | дала: / |
Со вос | точную || со сто | ронку / |
Поды | малася || туча | грозна, / |
Со гро | мами / || со дож | дями, / |
Со круп | ными / || со гра | да´ми. / |
(«Девушка в полоне»)
Или трехкратный пятидольник:
Уж не | травушка || во чи | стом поле || заша | талась, / ||
Не му | равая || ко сы | рой земле || прикло | нялась — / ||
Поды | мается || / с Моск | вы большой || / бо | ярин, / ||
Он на | Тихий Дон || на И | ванович || / гу | ляти. / ||
Не до