Былина - это устный жанр поэтического народного творчества, предмет изучения фольклора. Как традиционный жанр, былина обладает своей спецификой.
1. Тематика произведений:
Исследователи разделяют былины на два цикла: Киевский и Новгородский.
Тематика первых по времени возникновения былин (Киевского цикла) почти всегда совпадает: описание подвигов защитников земли русской - богатырей, описание их "эталонного" поведения.
(такие былины были связаны с именем Добрыни Никитича (в них отражено и развитие Киевской Руси с точки зрения поэта-сказителя), затем, во времена феодальной раздробленности на первый план выходят имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича). В Новгородском цикле можно отметить уже и социальную проблематику: жизнь торгового города очень красочно и полно описана в былинах этого времени.
2. Композиция.
Содержание
былин, их форма, обороты речи перерабатывались и оттачивались столетиями, в
частности, для лучшего запоминания и точного пересказа. Так, композиционная структура былин одинакова и включает:
-Зачин (экспозиция к завязке, но чаще зачин - это уже завязка сюжета )
-Развитие действия(повествование о событиях, предшествующих подвигу).
-Кульминация (повествование о подвиге).
-Развязка (изображение сокрушенного врага и чествование победителя).
3. Жанрообразующие средства художественной изобразительности:
Важнейшей специфической жанровой особенностью является использование приема антитезы - противопоставление богатыря и врага родной земли. Образ богатыря, его создание - вот, на что направлены основные средства художественной изобразительности.
Гипербола
- это самый подходящий прием для описания внешности и характера богатыря, он
раскрывает авторскую задумку: показать недюжинную силу, сообразительность,
мудрость защитника русской земли. Например, в былине "Три поездки Ильи Муромца" образ главного героя - Ильи Муромца
- создан посредством приема гиперболы.Так описывается его
богатырская сила: "соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной
головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт — там улица, назад
отмахнёт — переулочек, разметал он все сорок разбойников"; (одним взмахом
руки отметает все препятствия на большое расстояние)"пинал он двери
кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок
царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих
богатырей"(даже сорок могучих богатырей не могли справиться с замками и
оковами, а Илья Муромец смог).
Помимо
гипербол, широко распространены эпитеты и описания, полные сравнений и
метафор. Постоянные эпитеты выполняли жанрообразующую функцию:
повторяющиеся фигуры речи задавали "жанровый канон", слушатель
понимал, что идет сказание о подвиге или личности защитника земли русской.
Примеры постоянных эпитетов: по Руси великой, чудо чудное, бел-горюч камешек, с буйной
головы, красна девица, коса русая до пояса, несметные сокровища. Былины - поэтический жанр, значит, необходим ритм повествования,
распевность. Повторы - один из способов добиться ритма и распевности
повествования. Кроме того, с помощью приема повторения сказители акцентировали
внимание слушателей на самых главных моментах произведения. Повторы настраивали
слушателей на восприятие повествования.
Композиция былины, художественные особенности ее построения - все это отражает яркое своеобразие данного жанра устного народного творчества.