Срочно нужно, поэтому даю 100 баллов! Человек и пространство
Железные дороги и пароходы принесли с собой возможность совершать путешествия через океаны и континенты в течение недель, а не месяцев... и дело шло к тому, чтобы совершать такие поездки за несколько дней: например, с окончанием постройки Транссибирской железнодорожной магистрали... стало возможным путешествовать из Парижа во Владивосток за 15 или 16 дней.
Электрический телеграф сделал возможным обмен информацией по всему земному шару за несколько минут.
Люди... получили беспрецедентные по качеству и масштабам возможности для путешествий... на большие расстояния. Всего один пример, который современники Б. Франклина сочли бы глупой выдумкой. В 1879 г. Швейцарию посетил почти миллион туристов. 200 тысяч из них — американцы...
В то же самое время мир стал гораздо более плотно населенным. Хотя демографическая статистика, особенно в отношении конца XVIII в., остается спекулятивной... мы не слишком ошибемся, если предположим, что к 1880 г. население Земли (1,5 млрд человек) по сравнению с 1780-ми гг. удвоилось. Большая часть землян жила в Азии (как это было всегда); но если в 1800 г. население Азии составляло почти две трети человечества, то уже в 1900 г. — только 55%. Европейское население (включая все население Российской империи, азиатская часть которой была заселена крайне слабо) по численности занимало второе место. Оно более чем удвоилось: 200 млн человек в 1800 г. против 430 млн человек в 1900 г.; к тому же массовая эмиграция населения Европы за океан обусловила не имевший аналогов в истории рост населения Америки — между 1800-м и 1900 гг. с примерно 30 до почти 160 млн человек (а население Северной Америки выросло с 7 до 80 млн человек!). Население... Африки росло медленнее, увеличившись за сто лет более чем на треть. Если в 1800 г. африканцев было в три раза больше, чем жителей Южной и Северной Америки, то к концу XIX в. в Америке жило больше людей, чем в Африке...
Итак, с одной стороны, мир становился большим по численности населения и меньшим по возможностям передвижения, так сказать, глобальным — планету связывали новые потоки товаров, людей, капиталов, информации, идей, промышленных изделий. Но с другой стороны, Земля оказывалась разделенной новыми границами. Появились богатые и бедные регионы, развитые и отсталые общества, передовые и рутинные экономики, сильные и слабые военно-политические союзы...
До начала индустриальной эры различия между основными регионами по уровню материального благосостояния были совсем небольшими, в пределах 1,0—1,8... Однако в XIX в. разрыв между западными странами и остальным миром увеличился благодаря преобразившей мир промышленной революции... Рассматривая 1860-е гг., мы имеем дело не с единым миром, а с двумя зонами, объединенными в глобальную систему, состоящими из развитых и отсталых, господствующих и зависимых, бедных и богатых стран.
Э. Хобсбаум
Не нужно быть великим специалистом... чтобы быть уверенным, что [строительство железных дорог] поддержало весь подъем Англии. Еще сегодня существует корреляция (взаимозависимость. — Авт.) между экономическим ростом и легкостью перевозок. Скорость сообщений касается также распоряжений и информации, она необходима деловому миру. Разве удалось бы Томасу Уильямсу около 1790 г. установить и сохранять монополию на медь и все свои дела... если бы торговые письма из Лондона в Ланкашир и Уэльс не шли бы уже с той же скоростью, что и ныне?
Ф. Бродель
ВОПРОСЫ ОТ 1 НА ФОТО