Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел
хорошо держать себя. «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как
следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все
чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем
изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор- что он дельный
человек, жандармский полковник говорил, что он ученый человек,
председатель палаты - что он знающий человек, полицмейстер - что он
почтенный и любезный человек, жена полицмейстера - что он любезнейший и
обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о
ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком. »
Чиновники
города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и
эгоистичными людьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о
Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по
характеру люди.
2)
Отношения к
окружающим... Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет
найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с
Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он
разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю
хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как
Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если
особа слишком высокого звания» . Однако, надеясь на выгодную сделку, он
до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться:
обращается на «ты» , перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно.
Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия,
сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный
разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху
на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним
миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть
роль «мотишки» , готового в убыток себе избавить случайного знакомого от
необходимости платить подати за умерших крестьян.
3)Как
проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю
обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества.
Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать
картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных
представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных
интересов.
Коробочка – небогатая крохоборная помещица,
владелица восьмидесяти душ крепостных, которая живет, как будто в
скорлупе, отдельно от остального мира. Живет она в довольстве, но вместе
с тем вечно плачется то на неурожаи, то на смерть крестьян и убытки.
Коробочка бережлива и умеет набирать понемногу денег – целковиков,
полтинничков, четвертачков, и прятать их в мешочках по комодам
(собственно говоря, на то она и Коробочка) . Гоголь подчеркивает
типичность этого образа, попутно давая характеристику Настасьи Петровны,
из которой мы узнаем о её непомерном корыстолюбии и жадности.
Далее
следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и
достаточно старыми, зато с большим количеством картин «с какими-то
птицами» . Старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с
темными рамками – все это носит отпечаток характера самой хозяйки – все
берегущей и собирающей.
А вот пейзаж двора усадьбы
представляет собой изобилие птицы и другой «домашней твари» , как
отметил Чичиков.» Избы, которые хотя и были выстроены врассыпную и не
заключены в правильные улицы» показали приезжему довольство жителей и
то, что у ней (у Коробочки) деревушка не маленька» . Хозяйка продает и
мед, и пеньку, и муку, и птичьи перья. Угощая «покупщика» Чичикова,
Коробочка потчует его такими яствами патриархальной деревенской кухни,
что в ее благосостоянии никак нельзя усомниться.