Значение музыки в школе далеко выходит
за пределы искусства. Так же, как литература
и изобразительное искусство, музыка решительно
вторгается во все области воспитания и
образования наших школьников, являясь могучим
и ничем не заменимым средством формирования
их духовного мира.
Д.Б. Кабалевский
Представьте себе мир без звуков музыки. Возможно, кому-то покажется нормальным,
но есть люди, которые без музыки не могут прожить, ни дня.
У наших детей к музыке отношение своѐ: возраст такой! Сегодня они признают
только тяжелый рок, а завтра в восторге от звуков классического вальса. Сегодня они
признают только песни под гитару, а завтра перед ними откроется мир симфонического
оркестра.
Перед учителем музыки стоит огромная, благородная задача – показать красоту
разных музыкальных жанров, развить общую музыкальную культуру у ребѐнка.
Музыкальные занятия в гимназии направлены на то, чтобы развить у ребѐнка
способность чувствовать, понимать, и любить явления искусства, наслаждаться ими,
создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные
ценности.
Высшая цель гимназического музыкального образования заключается в передаче
положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном
искусстве.
Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи
учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах
художественного творчества.
В процессе музыкальных занятий гимназисты знакомятся с музыкальными
произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных
элементов музыкальной речи в их совокупности. При проведении музыкальных занятий
непременно учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.
Основными задачами музыкального образования в гимназии являются:
формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному искусству,
понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие
музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов
музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине
«Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является
одним из средств музыкального восприятия, способствующих единству художественного
и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно
развивать в учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем
самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои
исполнительские навыки. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных
произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие
приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в
тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический
процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных
способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых
произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших
композиторов-классиков и наших современников помогает гимназистам понять связь
искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс
музыкального воспитания и обучения учащихся гимназии.
Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс музыкальной
литературы ставит своей практической целью развитие у гимназистов разносторонних
музыкальных навыков и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать
музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также
приобрести умение разбирать музыкальные произведения. Слышать и понимать
выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном
тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки,
грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказать о пройденных
произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно
пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.