4. Как только Хлестаков понял, что его принимают за ревизора, он сразу начал этим пользоваться. Это заметно в манере разговора, также он начинает брать "якобы в долг" в чиновников, ссылаясь на то, что отдаст позже. Чиновники, конечно же, дают деньги, так как это, как они думают, помогут ревизору закрыть глаза на их грязные делишки в этом городе. Например: Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филиппович, со мной странный случай: в дороге совершенно поиздержался. Нет ли у вас взаймы денег — рублей четыреста?Артемий Филиппович. Есть.Хлестаков. Скажите, как кстати. Покорнейше вас благодарю.
1. Позже, когда его спрашивают, как жизнь "ревизора", то он воображает это (говорит городничему) :"кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». и вот: "Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист."
5. Городничий и его жена хотят выдать свою ночь (Марью Антоновну) замуж за Хлестакова. Он мечтает, что они будут жить в Питере. Он говорит: "славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо."И размышляет какую лучше кавалерию брать: красную или голубую... Он думает о том, что знакомыми его станут теперь графы и все светские...