Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны в целях материально–технического и учебно–
методического обеспечения реализации государственного стандарта. В их основе лежит феде-
ральный компонент государственного стандарта по природоведению и рекомендуемый при-
мерной программой перечень демонстраций и ученических практических работ.
Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально–
техническому обеспечению учебного процесса в условиях введения государственного стандар-
та по природоведению. Они включают перечни:
книгопечатной продукции (учебно–методический комплект по природоведению, справоч-
ные издания и программно–методические материалы);
печатных пособий (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
информационно–коммуникационных средств (справочные информационные ресурсы, ком-
пакт–диски, содержащие наглядные средства обучения и необходимую базу, обеспечиваю-
щую подготовку учителя к уроку);
экранно–звуковых пособий (обеспечение для традиционных ТСО, аналоги информацион-
но–коммуникационных средств);
технических средств обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя
природоведения);
учебно–практического и учебно–лабораторного оборудования (модели и приборы для де-
монстраций учителя, комплекты по основным темам курса природоведения для учениче-
ских практических работ и оборудование для организации практической работы в малых
группах учащихся);
натуральных объектов (необходимые коллекции и гербарии, а также оборудование для ор-
ганизации живого уголка).
Требования ориентированы на обеспечение наглядности процессе обучения и на создание
необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. В пред-
лагаемый перечень включены наряду с выпускаемыми в настоящее время средствами перспек-
тивное материально–техническое оснащение, создание которого необходимо для обеспечения
введения стандарта.
Новизна требований
Требования к комплексному оснащению кабинета природоведения и настоящий перечень
оборудования разработаны впервые, и это обеспечивает его новизну. Государственный стан-
дарт по природоведению в качестве приоритетов рассматривает формирование у младших под-
ростков приемов элементарной исследовательской деятельности, способов работы с естествен-
нонаучной информацией, коммуникативных умений, а также приобретение учащимися элемен-
тов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетенций. Материально–
техническое обеспечение должно обеспечивать необходимые условия для реализации этих за-
дач.
Требования включают не только оснащение, выпускаемое промышленностью в настоя-
щее время, но и новые перспективные объекты, число которых в перечне по природоведению
составляет порядка 30%.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения
Для реализации деятельностного подхода к преподаванию природоведения необходимо
использование серии демонстраций учителем (опытов, моделей, иллюстраций и т.п.), выполне-
ние учащимися учебно–практических работ как фронтально, так и в малых группах