Для выделения функциональных стилей речи существуют следующие основания:
Сфера человеческой деятельности (наука, право, политика, искусство, быт) ;
Специфическая роль автора текста (учёный, гражданин, журналист, писатель, юрист, родитель и т. д.) ;
Специфическая роль адресата текста (ученик, учреждение, читатель газет или журналов, взрослый, ребёнок и т. д.) ;
Цель стиля (обучение, установление правовых отношений, воздействие и т. д.) ;
Преимущественное использование определённого типа речи (повествование, описание, рассуждение) ;
Преимущественное использование той или иной формы речи (письменной, устной) ;
Вид речи (монолог, диалог, полилог) ;
Тип коммуникации (общественная или частная)
Набор жанров (для научного стиля — реферат, учебник и т. п. , для официально-делового — закон, справка и т. п.) ;
Характерные для стиля черты
Типичные для стиля языковые средства
Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и письменный (книжный) язык.
Письменный стиль — книжный стиль. Эта пара используется для обозначения четырёх функциональных стилей. Им противопоставляется пятый, разговорный стиль, запись которого на бумаге не делает его письменным, а лишь является письменной фиксацией разговорного, неписьменного, стиля. «Письменный стиль» — это термин, «книжный стиль» — его менее терминологически строгий синоним.
В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.
[править]
Разговорный стиль
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
В текстах разговорного стиля можно встретить слова с переносными значениями, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами.
В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи, например:
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле… и вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы. (А. Яшин. )
В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественного стиля, не является результатом специального творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.
Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать) , просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа) , жаргонные (родители — предки, железно, мирово) .
[править]
Научный стиль
Научный стиль — это стиль научных сообщений.
Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области.
Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи.