ЗАДАНИЕ:СОКРАТИТЬ ТЕКСТ. Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался,...

0 голосов
207 просмотров

ЗАДАНИЕ:СОКРАТИТЬ ТЕКСТ.

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русскойприроды. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырогоблеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казалисьвершины леса, видного сверху, с обрыва.
На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновыестволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого жезолотистого, розоватого тона.
И наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.
Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.
- Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, нельзя?
- Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.


Русский язык | 207 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

          Чайковский проснулся рано и прислушивался к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.
          Дом стоял на пригорке. Средь зарослей располагалось любимое место композитора - озеро, называемое Рудым Яром.
          Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, находясь в гостинице в Риме, вспоминал эту дорогу: сначала по просеке, цветущей розовым иван-чаем, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.
          Вспоминая, у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что побывав там,  давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.
          Так и случилось. Он долго простоял там. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
          Но больше всего его поразил свет. Вглядываясь в него, он видел всё новые пласты света. Как он раньше не замечал этого?
          С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казалисьвершины леса.
          На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были мягкого золотистого оттенка. А ещё он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – слабого, но такого же золотистого, розоватого тона.
          А также он увидел, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
          Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского состояние, как-будто бы сейчас случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он и раньше это чувствовал, и это состояние нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.
          Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, заперся там, и сел к роялю.
          Он играл. Он добивался ясности мелодии – чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже Василию, ворчливому леснику.
          Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, и сидя на крыльце его слушает. А потом присоединился Василий, спросив, нельзя ли прекратить играть, но слуга ответил ему, что никак. Усмехнувшись над необразованностью лесника, слуга сказал ему, что он музыку сочиняет, и что это святое дело.

(8.4k баллов)