1.Основная мысль рассказа Чехова"Ионыч" заключается в изображении постепенной деградации молодого ,трудолюбивого ,полного благородных идеалов и стремлений доктора Старцева в презренного Ионыча .Помогают раскрыть эту проблему художественно - выразительные средства ,используемые автором.Обратимся к этим худ.деталям
.Итак ,в город приезжает доктор ,энтузиаст ,Он верит ,что сможет много добрых дел сделать для жителей города .Он любит свою работу ,он готов трудиться день и ночь ,без выходных ,он полон радужных планов .Таким мы видим героя в начале рассказа .
Автор ,используя ряд деталей ,постепенно спускает героя с пьедестала ,и в конце рассказа мы видим совершенно другого человека ,с другими идеалами и интересами .Как же это случилось?
Во - первых ,поспособствовало знакомство с "самой культурной и талантливой "семьёй города - семьёй Туркиных .Все обыватели так их характеризуют
Постепенное погружение в быт семьи ,в которой муж нелепо шутит ,жена пишет нелепые романы .далёкие от жизни ,а дочь играет на фортепьяно ,так яростно ударяя по клавишам ,что ,кажется ,что с горы сыплются камни .Фальшивая жизнь засасывает героя .Но есть ещё шанс ему не растерять свою живую душу - он влюбляется .В его душе "загорелся ярким светом огонёк любви"( это деталь) Но придя ночью на свидание на кладбище ,куда его пригласила Котик ( а сама не пришла) Дмитрий Ионыч ,наблюдая за тем ,как луна скрылась за тучи ,понимает ,что будто какая - то шторка закрылась ...Это тоже деталь .Ведь герой ,так и не получив согласия на предложение руки и сердца ,легко успокаивается .А когда Котик возвращается в город ,так и не став великой музыкантшей и , готовая принять предложение Старцева ,он чувствует ,как в его душе вспыхнул прежний огонёк и тут же угас ( ещё одна многозначительная деталь).Герой - не прежний пылкий юноша , а толстеющий обыватель
Чехов ,показывая деградацию своего героя ,использует и такую деталь .как средство передвижения ,Сначала доктор ходит пешком .По 9 км до больных .Потом ездит в повозке ,запряжённой одной лошадью .а в конце рассказа мы читаем :"Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Обратим внимание на слова :"не человек" .Чехов отказывает герою в принадлежности к человеческому роду .Да и какой он человек? Это языческое существо ,любимым занятием которого стала скупка домов и пересчитывание по вечерам "радужных бумажек"( денег )
2.Все вышеназванные детали помогают читателю понять ,как же человек ,доктор Д.И.Старцев ,смог превратиться в Ионыча .( 1 и 2 вопросы пересекаются)
3.Собирательный образ жителей города С. складывается из общего восторга от семьи Туркиных ( об этом мы подробно сказали) и из. авторских скупых характеристик .:"
«пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или о науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
То ,что Старцев принят в этом городе ( хотя сначала его называли "поляк надутый" ) говорит о многом -его приняли жители города и зовут по-простому :"Ионыч".Он стал таким же ,как и они - обывателем .
4.Всем ходом повествования писатель горячо протестует против того ,что произошло с доктором Старцевым .Для него это особенно горько и обидно ,потому что речь идёт о докторе ,человеке ,способном принести своим трудом огромную пользу людям .Тем более ,мы знаем ,что Чехов сам был врачом .И в его имение Мелихово с утра выстраивалась очередь из простых крестьян окрестных деревень .которым оказывалась бесплатная медицинская помощь .