В своей комедии Н.В.Гоголь обличает «все плохое на Руси: от
крепостничества до грязных улиц». Сюжет «Ревизора», выведенные в нем образы
раскрывают перед нами картину чиновничье-бюрократического правления
николаевской России.
Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков. Гоголь не раз
предупреждал:
Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Хлестаков - мелкий чиновник, человек
ничтожный. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за
вихры отец. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он
перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и
непринужденно чувствовать себя лицом значительным. Мир, в котором живет Хлестаков,
непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в
действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”Пушкин.
Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Иван Александрович
живет как свободная птаха, порхая, не задумываясь о будущем, не вспоминая о
прошлом. Об этом нам поведал его слуга Осип. Ему, как никому другому, из-вестно
все о своем хозяине: «Добро бы был в самом деле что-нибудь путное, а то ведь
елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки…». Отсюда и
то, что, по словам Гоголя, «даже пустые люди называют его пустейшим».
Хлестаков как личность - никто, он безлик. Его действия становятся все
раскованнее, так как он понимает, что ему потакают. Внутренняя пустота делает
его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя
так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза
ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед -
и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков
забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. И далее меняется его поведение. Но хитрец и Городничий
убежден, что видит перед собой петербургского ревизора. Чиновники, приняв
столичную «фитюльку» за государ-ственного человека, стараются «умаслить»
мнимого ревизора, отвести от себя грозу. В обстоятельствах пьесы Иван
Александрович, человек «без царя в голове», ведёт себя в точности так, как мог
бы вести себя настоящий ревизор: угрожает и распекает, берет взятки, «пускает
пыль в глаза». Его поведение воспринимается городскими властями как образец служебной
хитрости, ума и дальновидности, именно так, по их мнению, и должен вести себя
петербургский чиновник-инкогнито. Основная
характерная черта Хлестакова – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше
той, что ему назначена». Он лжет с чувством, а окружающие принимают все за
чистую монету, слушают, раскрыв рты. Мне кажется, несмотря на свою глупость,
ветреность и пустоту, Хлестаков – весьма артистичная и пылкая натура. «Страх,
отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли». «Ревизоришко» умеет
сыграть то важного чиновника, то государственного человека, то светского
франта, с жаром рассказывая свою «биографию». В этой сцене с полной откровенностью
раскрывается всё то, что таилось в душонке этого «пустейшего» человека, что
рисовалось в его нелепых мечтах. Но ни городничий, ни чиновники не подвергают
сомнению то, о чём болтает Хлестаков.Все чиновники ведут себя так, как приято в их среде:
подсовывают взятки, и жажда наживы в нём
растёт и растёт. Хлестаков совсем разошёлся: он пользуется здесь известностью,
живёт на широкую ногу, реализуются все его тайные желания, хоть и на короткое
время, и на невысоком уровне. Жадность просто огромна, «ревизор» хочет урвать
ещё больше: «Не прикажите ли, я велю подать коврик? – Нет, зачем? это пустое; а
впрочем, пожалуй, пусть дадут коврик». Иван Александрович успел обогатиться не
только материально. Он с головой уходит в новую игру – пылкого, страстного
героя романа. Он не может упустить возможность блеснуть своей светскостью и столичными
манерами перед дамами. Хлестакову «еще хочется пожить здесь…». Но напоминание верного
Осипа о гневе отца и заманчивая перспектива получить хороших лошадей заставляют
его принять решение об отъезде…В письме к Тряпичкину истинное лицо «ревизора»
открыва-ется им же самим: легкомысленный, глупый человек, мот и хвастун с
нелепыми претензиями к жизни. Мне представляется, что в образе Хлестакова, «в
той легкости необыкновенной», с которой он использует каждую жизненную
ситуацию, заключен глубочайший смысл. Итак, Хлестаков
представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Хотя комедия
«Ревизор» написана Н.В.Гоголем больше, чем полтора века назад образы людей
николаевской эпохи актуальны и в наши дни.