Завоевание и подчинение
славянских племен новому политическому центру стало отличительной
чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 – 912)
покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 – 945) подчинил своей
власти улачей и тиверцев, Святослав (965 – 972) и Владимир (980 – 1015)
воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с
этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и
закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили
утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907),
Игоря (941 – 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров
свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью.
Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению
двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне
с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных
успехов. В целом походы IX – X вв. укрепили Древнерусское государство,
позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами.
Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве
государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре,
было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением
Владимира закончился период становления Киевской Руси.
Основой
социально-экономического строя государства было феодальное
землевладение. Собственники земли – князья, бояре, дружинники, а после
принятия христианства церковь – эксплуатировали труд различных категорий
зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей,
смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов –
свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились
общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся
свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные
повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие
категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X – XII
вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением
феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население
в них составляли ремесленники и торговцы.
Процесс феодализации на
Руси привел к образованию местных политических центров и началу их
борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и
разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не
спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть
раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 – 1125)
и его сына Мстислава (1125 – 1132) укрепить государство, опираясь на
авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались
успехом.
Усиление феодальной
эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей
обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в
вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них
были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском
княжестве (1071).
Внешние отношения X – начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.
Культура Киевской Руси.
Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она
представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской
христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев
определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки
христианской цивилизации средневековой Европы.
Мощнейшим толчком к
развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в
пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности,
разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX – начало Х в.).
К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги – «Избраники» 1073 и 1076 г.
В XI в. возникает
древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в «Слове о законе и
благодати» митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская
летопись «Повесть временных лет» была написана к 1113 г. монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором.
Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров – мечей.