Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе. Историки современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, чтонеобходимо отличать периоды человеческой истории до возникновенияписьменности и - после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном былобозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та частьистории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольнымобозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический период развитие идет по трем основным линиям: Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм к современному типу) Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что привело к привело к прогрессу материальной культуры) Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу) Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.
Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез. Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит инеолит. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит изтрех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад дон.э. Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э. Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э. Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)
Хоз-во, материальная и духовная культура.
На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия.