Анализ стихотворения Бунина
«Метель»
Иван Бунин часто любил вспоминать, что
полностью состоялся как поэт к 16 годам.
Именно в этот период он очень много
времени уделял литературе и мечтал
посвятить свою жизнь стихосложению.
Судьба распорядилась иначе, и уже спустя
10 лет Бунин стал достаточно
востребованным публицистом, а чуть позже
– известным прозаиком. Однако в память
о периоде юношеского увлечения поэзией
сохранились десятки стихов этого автора,
немного наивные, романтичные и
отличающиеся безупречным слогом.
К ним, в частности, относится
стихотворение под названием «Метель»,
навеянное сказками и преданиями. В этом
нет ничего удивительного, ведь автором
рифмованных строчек являлся 17-летний
молодой человек, который совсем недавно
покинул родительский дом, пытаясь
доказать всему миру свою
состоятельность. Через много лет он нашел
черновик этого стихотворения в своих
записях, внес в него некоторые коррективы,
и в 1895 году оно было опубликовано.
Уже с первых строчек автор переносит
своих читателей в волшебный мир сказок и
грез. «Ночью в полях, под напевы метели,
дремлют, качаясь, берёзки и ели…», —
этими фразами Бунин создает
определенное настроение, и уже не
вызывает удивления тот факт, что вскоре
воображение рисует юноше картину
шествия по лесу настоящего дедушки
Мороза, который «бродит в туманном
сиянье». Следует отметить, что Иван Бунин
получил прекрасное домашнее образование
и в подростковом возрасте уже в
совершенстве овладел тонкостями
литературного русского языка. Поэтому
создавать поэтические образы для него
было не только увлекательно, но и
достаточно просто. Если анализировать
данное стихотворение, то видно, как
благодаря нескольким точным метафорам
спокойный и уснувший под толщей снега
лес преображается и становится
угрожающе-беспокойным. Виной всему
обычная метель, которая обретает черты
некой злодейки, способной сбить с пути
случайного прохожего или же постучать в
окна сельской избы, напугав засыпающего
в колыбели младенца. «Мёртвое поле,
дорога степная! Вьюга тебя заметает
ночная», — отмечает поэт, но при этом
старается смягчить первое впечатление от
коварной метели. Ведь в простой сельской
избушке тепло и уютно, а «в мерзлые
стекла по лавкам струится» лунный свет,
придавая окружающему миру особое
очарование.
«Спят твои сёла под песни метели, дремлют
в снегу одинокие ели…», — отмечает автор,
подчеркивая при этом, что Мороз именно в
эти глухие часы совершает обход своих
владений, оставляя на окнах узоры из инея
и украшая ветки деревьев бесценным
серебром, которое непременно растает с
приходом красавицы-весны.