В военное время Тамбовская губерния стала одной из самых оживлённых перевалочных баз. Из зоны военных действий сюда направлялись беженцы, раненые и пленные. В обратном направлении шли воинские команды, ополченцы и рекруты. По законам того времени, проходя через то или иное поселение, военные имели право забирать у населения провиант, фураж и подводы. Взамен они выдавали квитанции, по которым военное ведомство должно было возместить убытки. Но в действительности только очень немногие обыватели смогли впоследствии получить компенсацию. За питание каждого рекрута правительство выплачивало наличные деньги, но эта сумма была так мала, что жители кормили их себе в убыток.
В годы войны Тамбов стал армейским тылом. Здесь создаётся густая сеть военных госпиталей и лазаретов. В 1812–1813 гг. недостающий медперсонал пополнялся за счёт штаб-лекарей из уездов губернии. Из-за недостатка мест в лазаретах Тамбова, нуждающихся в медицинской помощи размещали в Приюте общественного призрения, в Народном училище. Многие горожане брали раненых для лечения и ухода в свои дома, помогали деньгами, перевязочными материалами, медикаментами.
На плечи губернатора ложилась забота не только по организации госпитальной службы, но и о выздоравливающих раненых. Осенью решается вопрос о приобретении рекрутской одежды для нижних воинских чинов, находившихся на излечении в госпиталях и готовящихся «отбыть к армии».