В.Астафьев выдвинул экологическую тему в ряд глобальных
, придал ей своеобразие , сделал ее общим достоянием всей литературы. Никогда
еще проблема взаимоотношений человека и природы
не стояла так остро , как в наше время. Книга «Царь-рыба»- повествование в рассказах, которые объединены мыслью о единстве человека
и природы, взаимосвязи человека с
землей. Но даже когда Астафьев пишет о
рыбе, о птице, о животных , он думает прежде всего о
человеке. Именно люди выступают в книге «Царь-рыба» как
хранители земной красоты и
человеческого в человеке. Писатель призывает своего читателя бережно относиться к природе , ко всему живому, преклоняться перед красотой земли. Природа в
рассказах Астафьева выступает не только
как среда обитания , но и как источник нравственного самоусовершенствования
человека. «Царь-рыба» - один из главных рассказов цикла . Главный герой этого
рассказа- браконьер Игнатьич. Он
оказался волею судьбы и случая на одном крючке вместе с огромным осетром. Автор
считает: «все хапуги схожи нутром».
Дедушка когда-то наставлял Игнатьича , поясняя,
что царь-рыбу следует отпустить обязательно , особенно если чувствуешь
за собой грех какой-нибудь, однако не смог пересилить себя герой. О чем ему
только ни пришлось передумать темной ночью рядом со страдающей и мечущейся
рыбиной. В темной ночи наедине с царь-рыбой Игнатьич переживает сильное нравственное
потрясение. Перед лицом надвигающейся гибели он вспоминает в ярких
эмоциональных моментах всю прожитую жизнь,
связанную с сумасшедшей погоней за рыбой. Об
ответственности человека перед «братьями
нашими меньшими» и долге человека понять , одолеть «немое горе вселенной» почти в обнаженной декларированной форме говорится в
замечательной новелле цикла «Сон о белых горах». Это один из самых
многоплановых рассказов писателя, в котором находят художественное разрешение
проблемы жизни и смерти , смысла бытия , на его страницах цитируются Ф.Ницше ,
А. де Сент-Экзюпери , Н.Гумилев, к которым обращается автор, чтобы углубить мысль о необходимости
самоусовершенствования. Так,
например, героиня рассказа Эля ,
прошедшая суровое испытание тайгой , вспоминает маму , ее жизнь , вспоминает
себя после десятилетки, ударившуюся в
отчаяние и пессимизм , «ожегшись от быстрой любви». Как философский вывод
писателя звучат слова:
«Одиночество- беда
человека…Гордое одиночество - игра в беду,
и ничего нет подлее этой игры!..» Встретившись с человеческой подлостью и
человеческой самоотверженностью, с
величием человека, через годы Эля поймет
слова матери , ее жизнь. И совсем иной видится ей мама, и жизнь ее,
трудами и заботами переполненная,
высветилась иным светом. И дай Бог вернуться домой - заберет она
документы из Литинститута, куда
поступила , поддавшись модному течению времени,
а поступит учиться серьезной, полезной профессии и никогда не покинет маму. Эле , прекрасной чистой девушке, много познавшей и передумавшей , промысловик
Аким прочитает стихи, найденные в рюкзаке пропавшего в тайге Герцева.
Прелесть стихов в их поэтичности, в их
гуманной мысли -превратить биосферу в ноосферу , быть добрым ко всякому живому
существу. Птицы в стихотворении
называются «таинственными гостями неведомых ночных миров», «мирными
безоружными к нам посланцами», а песня птицы - «звездой, катающейся в горле», «песней любви». Убить птицу - все равно что ранить утро, землю,
небо, алую зарю. Любой рассказ цикла подводит к вопросам нравственности, экологической этики, оборачивается либо гимном во славу человека, если человек хорош, либо отрицанием античеловеческого в человеке.
Повествование Астафьева как бы уходит в
самую глубину народной жизни, вскрывая
то грубое, недостойное, что мешает жить
обществу. Автор ведет прямой , честный , безбоязненный
разговор о проблемах актуальных, значимых , об утверждении разумных связей
современного человека и природы, о мере и целях
нашей активности в «покорении» природы. Сама жизнь ставит эти
проблемы. Вывод писателя ясен. Как бы
ни был разумен , велик и научно
оснащен человек, без соединения с природой, заботливого отношения к ее богатствам он обречен
вместе с нею на гибель. Автор призывает
к сотворчеству с природой, к
разумному восстановлению ее богатств ,
разумному использованию того, что имеем.