Известно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров — «сипиры», или «сыбыры». Позднее часть его под напором тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками.До сих пор на Иртыше бытуют легенды о сыбырах. В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, наползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась влагой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обрушились полчища мошки, комаров, мух, оводов — они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим имуществом, со стадами скота на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Однако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих предков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раскололись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вторая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры. Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец».На рубеже 1-2-ого тысячелетий до н.э., на территории Сибири преимущественно появляется новая культура - Ирменская (Сие название происходит от поселения, которое обжилось у устья р.Ирмень, левого притока Оби). Характеризующую эту культуру находки встречаются археологам довольно часто. В них много обломков типичной для этого времени керамики с геометрическим узором. Население в этот отрезок времени занималось скотоводством, земледелием, ткачеством, обработкой шкур и шитьем теплой и красивой одежды.Шло время, и вот уже VII - VI вв. до н.э. и территорию Сибири стали заселять лесные племена монголоидного типа.В V в. до н.э. в жизни племен Сибирского края наступают большие перемены. Появляются первые железные изделия. Бронзовые орудия постепенно заменяются железными. В это время самыми развитыми племенами Сибири были те, которые жили на территории Алтая, Кузбасса, Хакассии, где имелись запасы металла и лучшие условия для занятия скотоводством. Эти племена оказывали большое влияние на своих соседей. Народ с самой развитой культурой обселился на горах Алтая. О чем свидетельствуют их богатые погребения - Пазырские и Башадарские курганы - получили мировую известность. В Новосибирском Приобье население получило название Большереченское, это названием происходило от Большой реке в Алтайском крае. Археологические исследования того времени уже могли сказать о неком зародыше цивилизации. Скот уже держали в отдельных помещениях. Сохранялось мотыжное земледелие. Распространено было и ткачество. Появляется расслоение населения. В некоторых могилах можно было увидеть большое количество разнообразных вещей, а в других лежал только один сосуд. Учащаются военные столкновения между соседними племенами. В связи с этим появляется необходимость в организации обороны поселений, которые укрепляют рядами рвов и валов.Находки III в.до н.э. свидетельствуют о появлении на сибирских землях - северных племен. Однако по Оби сохранялись и связи с южным населением Сибири, хотя связи с северными племенами значительно преобладали. Это вызвано новой политической обстановкой на юго-востоке Сибири. Здесь сложился союз воинственных гуннских племен, живших в Забайкалье и монгольских степях. Гунны были давно известны нападениями на своих ближайших соседей. Влияние юга все более стало ослабевать, вопреки этому связи с северными и северо-западными лесными племенами постепенно усиливаются. В результате слияния большереченских племен с северными образовалось население 1-ого тысячелетия Сибири.Цель данной работы – рассмотреть открытие Сибири.Задачи:- выявить возникновение термина Сибирь и первые сведения о Сибири;- изучить причины движения русских в Сибирь;- рассмотреть печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь и колонизацию Поморья в XVI веке;- изучить деятельность Строгановых.
Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных вторжений кочевников южных степей.Очевидно, чаты сообщили о гибели войска Кучума своим северным соседям — томским татарам. В 1604 г. в Москву прибыл князек Тонн, просивший поставить в землях томских татар русский город и принять их «под высокую государеву руку».В конце сентября того же года на берегу Томи возник Томский острог, ставший военным и административным центром обширного Томского уезда. В его ведении находились и земли чатских татар, и кочевья телеутов. Острог должен был защищать население бассейна средней Оби от разрушительных вторжений с юга и юго-востока.