В современной историографии существуют две модели социально-политического развития древнерусской государственности. Феодальная модель предполагает существование корпоративной структуры общества, основанной на иерархии господства-подчинения. В рамках этой модели процесс формирования государства (распространение «дани и суда») отождествляется с процессом феодализации, выразившимся в превращении дани в феодальную ренту (т.н. концепция государственного феодализма – Л.В. Черепнин, В.Т. Пашуто, М.Б. Свердлов, А.А. Горский и др.). Общинно-вечевая модель, разрабатываемая школой И.Я. Фроянова, рассматривает социально-политический строй Древней Руси как дофеодальный: характерными особенностями этой модели является отрицание классовой структуры общества и архаизация общественных отношений, при которой акцент делается не на корпоративных структурах, а на демократических институтах городских общин (вече).