Памятник Николаю I На другой день после открытия памятника петербуржцы увидели на сгибе передней правой ноги коня деревянную табличку на верёвке. На доске чётко выделялась надпись, выведенная яркой краской: «Не догонишь!»
Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает. Очевидная направленность и того и другого текста была столь понятна всякому петербуржцу, что заставляла боязливо оглядываться, вызывая в смущённом сознании целую цепь ассоциаций, намёков, воспоминаний.
Много позже, когда стало доступно, вспоминали пушкинское: «В нём много от прапорщика и мало от Петра Великого».
Вряд ли Пётр Карлович Клодт, работая над моделью конной статуи, был знаком с этой характеристикой Николая I из дневника Пушкина, но яркий талант скульптора, реалистическая направленность его творчества позволили создать блестящий портрет тщеславного, ограниченного и самодовольного человека, безуспешно тщившегося быть достойным своего великого предка.
Общий проект памятника принадлежит Монферрану. Но в создании его участвовали кроме него и Клодта архитекторы Н. Ефимов и А. Пуаро, скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов.
Это нанесло известный вред общему впечатлению от памятника. Восприятию главной художественной идеи мешает перегруженный эффектными декоративными подробностями, украшенный аллегорическими женскими фигурами, в которых современники узнавали черты жены и дочерей императора, пышный пьедестал.
В то же время прекрасная скульптура коня, с поразительным мастерством поставленная на две тонкие нервные задние ноги, выдвигает памятник Николаю I в ряд лучших произведений монументальной скульптуры.