Выполнение данного задания поможет
проиллюстрировать прием звукописи в поэзии, к которому прибегают поэты для достижения
большей выразительности, создания нужного настроения, звуковой передачи
образов.
Глухими шипящими звуками являются [ш], [щ’], [ч’],
а глухими свистящими - [с], [с’], [ц].
Можно привести следующие
примеры из произведений:
Слышат шорох ночных
теней:
В час полуночных
видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца
восходом,
Легким, светлым
хороводом
В цепь послушную
свились…
В.А. Жуковский
Театр уж полон; ложи
блещут;
Партер и кресла — все
кипит;
В райке нетерпеливо
плещут,
И, взвившись, занавес
шумит.
А.С. Пушкин
Костёр мой догорал на берегу пустыни.
Шуршали шелесты струистого стекла.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.
М.А. Волошин
Чу!.. полночный час
звучит. …
«Ночь давно ли
наступила?
Полночь только что
пробила.
Слышишь? Колокол гудит.»
-
«Ветер стихнул; бор
молчит…»
В.А. Жуковский
Ты рванулась движеньем
испуганной птицы,
Ты прошла словно сон мой
легка…
И вздохнули духи,
задремали ресницы,
Зашептались тревожно
шелка
А. Блок
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
А. Фет
Страданье сурово улыбки
встречает…
Мерцанье былого —
виденья качает…
Молчанье, ночное
раздумье, — жестоко!
В.Я. Брюсов