Поиски
счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма
своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях
уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога,
лицемерную и агрессивную политику византийских "святош". Их языческие
поклонения были гораздо ближе простому народу.
Например,
Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и
покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали
красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка
небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо — на месте не
посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к
спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и
тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так
называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в
шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет
обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку,
избегали встреч с ней.
Вот
как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было
слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь
это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза
косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги
унести, пока не заметила".
Творчеству
народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в
сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына
Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у
людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост
путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать
по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со
свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла,
а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча
ведь это камня А камень-то какой! Первый камень!" Не приносит
удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный
путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в
учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял,
а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная
обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая
красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно
зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном
дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но
не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько
камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и
в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя:
"Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи,
те узнавали ее".
Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения
горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история
"Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири
Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о
неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми
места.
Народ
всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и
неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная
кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. "Стреляли,
конечно, в Дуняху не один раз, да она, видно, на это счастливая
уродилась, а в народе еще сказывали, будто перед стрелком кошачьи уши
огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет".
Но
та же волшебная кошка губит незадачливого добытчика, барского
прихвостня Ваньку Сочня. Посмеялась над ним и Хозяйка Медной горы,
пообещав, что он "на всю жизнь будет доволен" ее подарком. "Наградил"
его приказчик из своих рук зуботычиной, а "от казны" прибавили розгами,
после того как зеленые камешки обратились в прах в руках барина. Не
помогают чудесные помощники ни Яшке Зорко, ни Кузьке Двоерылко, жадным и
корыстным людям. Все их усилия овладеть секретами добычи горных
богатств, найти "ходок" или "травяную западенку" тщетны. Неспроста,
видно, сказы-то были "тайными"! Их хранили в тайне от барских
прислужников, передавали из поколения в поколение только в семьях
потомственных рабочих.